Воскресенье, 19.11.2017, 20:46

"Каприс"

Сайт учителя музыки

Форма входа
Последние новости
[30.11.2014]
Серия вебинаров издательства "Просвещение" (0)
[12.01.2013]
Четвёртый конкурс творческих работ для детей и юношества "Безумству храбрых поем мы славу" (0)
[12.12.2012]
Еще один вебинар для учителей музыки (1)
[25.11.2012]
Кар-кар! Школьные стандарты преподавания музыки и рисования изменятся (1)
 
Категории раздела
Мои файлы [0]
Видео [27]
Методика [24]
Аудиоматериал [10]
Воспитательная работа [1]
Уроки музыки [7]
Внеурочная деятельность [5]
Исследовательская деятельность [1]
Наш опрос
Как попали на мой сайт?
Всего ответов: 730
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Погода

Меню сайта

Мои друзья





Главная » Файлы » Уроки музыки

Урок музыки "Знакомство с нотной грамотой"
[ Скачать с сервера (1.40Mb) ] 07.11.2010, 08:31

Урок музыки

разработан учителем музыки МОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» г. Киселевска Петровой Натальей Николаевной. Урок разработан для 2 класса, изучающего предмет «Музыка» по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. Рассчитан на 40 минут.

Тема: «Знакомство с нотным алфавитом»

Цель: знакомство с фортепианной клавиатурой и названиями нот.

Задачи:

Воспитательные:

    • воспитывать познавательные потребности, интерес к предмету «Музыка»;

Образовательные:

    • вовлечь учащихся в диалог-рассуждение о музыкальных и шумовых звуках, о характере прозвучавшей музыки;
    • познакомить учащихся с нотной записью и расположением нот на клавиатуре фортепиано;
    • заинтересовать чтением нотного текста;

Развивающие:

    • совершенствовать навыки самостоятельной работы;
    • развивать внимание, наблюдательность, музыкальную память; музыкальный слух.

Форма урока – Урок - практическая работа.

Оборудование и материалы:

  • демо-версия флеш-программы «Note2», установленная на компьютерах  и представленная на сайте http://bukashka.org/index.php/games/flashgameshool/musikgames.html;
  • синий и красный карандаш  -   по количеству детей;
  • партитура песни «Рощица», музыка В.Алексеева, слова М.Фроловой по количеству детей;
  • фонограмма песни « До, ре, ми, фа, соль» (З.Петрова, А.Островский);
  • компьютеры с наушниками (компьютерный класс);
  • проектор, экран;
  • синтезатор

Ход урока

I.                    Организационный момент.

Приветствие «Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, учитель»

Вступительное слово учителя

    Сегодня у нас необычный урок. Мы будем путешествовать по миру музыки с помощью компьютера. Но для того, чтобы совершить это путешествие, нам надо взять с собой: внимание, дисциплину, память, любознательность и воображение.

Давайте посмотрим, насколько вы внимательны, дисциплинированны, любознательны.

Проводится игра "Тишина”:

- Тишина, тишина… вся из звуков сплетена. /Слушают тишину/.

(Хлопок в ладоши, стук по клавишам, шелест листка, стук карандашей…)

- Что ты слышал в тишине, расскажи скорее мне.

Игра проводится 3 раза.

 

II.  Основная часть.

Учитель: Скажите, ребята, звуки, которые мы слышали, были музыкальные или немузыкальные?

А чем отличается музыкальный звук от шумового?   (ответы детей)

На свете много разных звуков, мы всегда что-нибудь слышим: шорохи, скрип веток, журчание воды, стрекотание кузнечика. Это Звуки-шумы. Чтобы с ними познакомиться, нужно только хорошенько прислушаться ко всему, что происходит вокруг. Все что движется вокруг нас, издает звуки и шумы. Шум может быть приятен или неприятен. Иногда мы говорим "шум дождя", а иногда - "музыка дождя" Правда красиво звучит? Но шумы нельзя превратить в ноты потому, что они не имеют музыкальной высоты.

Вслушайся, весь мир поет –
Шорох, свист и щебет.
Музыка во всем живет,
Мир ее волшебен.

Из тишины начинает звучать мелодия из кинофильма «Титаник» -            

 игра учителя на синтезаторе. Слушание

Учитель: А сейчас звучали музыкальные или немузыкальные звуки?

Ребята, как вы думаете, о чем рассказала эта музыка?

Беседа о характере музыки

Учитель: А вы знаете, из чего состоит музыка?

Дети: Из музыкальных звуков, мелодий, ритма...

Учитель: Музыкальные звуки бывают разные, и у каждого есть свое имя.

(Слайд 2)

Перед вами клавиши пианино. Все вместе они называются КЛАВИАТУРА. Клавиши на клавиатуре расположены в строгом порядке. Белые, черные. Клавиш так много, что, кажется, никогда в них не разобраться.

Чудеса тут, да и только!

Вот ведь клавиш разных сколько!

А имен лишь семь у них.

Как же мне не спутать их?

 

-Видишь черных клавиш ряд?

Их то две, то три подряд,

Лишь две черненьких нажмешь,

Между ними РЕ найдешь.

 

Слева - ДО, а справа - МИ

По порядку их нажми:

ДО - РЕ - МИ

Рядом ты теперь смотри.

 

Видишь черных клавиш три?

Между ними - СОЛЬ и ЛЯ

Напевают: "Тра-ля-ля!"

Слева - ФА, а справа – СИ,.

А теперь произнеси:

«До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си»

 Только СИ ты назовешь,

Рядом снова ДО найдешь!

Чтобы пьесы исполнять
Ноты надо твердо знать
Выучим названье нот
И где каждая живет.

 Слайд №3

Учитель: А живут наши ноты в специально придуманном для них доме, который называется НОТНЫЙ СТАН или НОТОНОСЕЦ. Он состоит из 5 линеек.

(Слайд №4)

В начале нотоносца пишется скрипичный ключ. У каждой ноты есть свое собственное место на этом нотоносце: на линейке или между линейками.

(Слайд №5)

Нота Ми на первой села,
Вверх идти не захотела.

Ниже Ре остановился,
Рядом с первой разместился.

Фа застрял  – ой, ой, ой!
Между первой и второй.

Соль подруг опередила -
На вторую угодила.

А между второй и третьей
Нота Ля сидит, заметьте

Нота Си посторонилась,
Да за третью зацепилась:
"Ах, устала, не могу,
Дальше я не побегу”

До отстала, опоздала,
Здесь никто не виноват:
На добавочных линейках
Опоздавшие сидят.

Ноты выстроились в ряд,  

(Слайд №6)
Получился Звукоряд!

Чтобы лучше научиться различать ноты, давайте их раскрасим..

Дается задание раскрасить ноты в партитуре песни «Рощица». Красным цветом девочки раскрашивают ноты, расположенные на линейках, а синим цветом мальчики - ноты между линеек. Пока выполняется задание, звучит песня «Рощица».

(Слайд №7)

Учитель: А сейчас мы отдохнем и выполним музыкальную гимнастику для глаз.

Физкультминутка

(Слайд №8)

Круговые движения глаз вслед за движением мелодии звукоряда

 

Учитель: Пришло время попробовать сыграть музыкальные звуки на клавиатуре. Наша клавиатура будет не совсем настоящая: она будет виртуальная, созданная в компьютерной флеш-игре.

(Слайд 9)

На экране компьютера мы видим клавиши фортепиано. Если мы подведем курсор к клавише, внизу высвечивается название ноты. При нажатии на клавишу курсором мы слышим звук.

Объяснение игры с показом на слайде презентации. После небольшой тренировки учащиеся получают задание: сыграть звукоряд от звука До и спеть его с названиями нот.

Учитель: Вот мы и познакомились с музыкальной азбукой. Теперь можем исполнить песню, в которой припев будете петь вы все вместе, а куплеты спою я.

1. Чтоб выучиться пению
Имеем мы терпение,
И чтоб урок у нас не зря прошел.
Должны мы быть старательны,
Послушны и внимательны.
И выучить все ноты хорошо!

Припев:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.
До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

2. Возьмем свои тетрадки мы,
И ноты по порядку мы,
Запишем, чтобы каждый помнить мог.
Должны мы быть старательны,
Послушны и внимательны,
И дома каждый раз учить урок!

Припев:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.
До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

Исполнение песни

 

III. Заключительная часть

Наш  урок подходит к концу. Что же нового вы сегодня узнали и чему научились?

Об этом вам напомнит небольшая викторина с вопросами:

(Слайд №10)

Оценки за урок.

(Слайд №11)
Домашнее задание:

Учитель: Сегодня вы получаете домашнее задание: придумать и нарисовать ребус с названиями нот.

Релаксация:
Учитель: Каждый из нас закончил урок с определенным настроением. Какое оно у вас я не знаю, а могу лишь догадываться.
Оцените себя, используя смайлики.


Детям предлагается нарисовать в тетради смайлики, соответствующие своему успеху на уроке:
: – ) «хорошо понял тему и поработал на уроке»;
: – ? – «недостаточно хорошо понял тему, поработал на уроке»;
: – ( – «мне еще много нужно работать над данной темой».

 

Используемая литература:

1. Л.В. Золина «Уроки музыки с применением информационных технологий» - М.:Планета,2010;

2. Картинки для презентации  взяты в сети Интернет, выложенные в свободном доступе;

3. Стихи А.Азаровой.

Категория: Уроки музыки | Добавил: petrovna
Просмотров: 12719 | Загрузок: 1949 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1  
Презентацию (1.40Mb) скачиваем с сервера.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]